Базовые масла и их классификация

Состав практически всех смазочных материалов состоит из двух основных частей – масляной основы и присадок, использование которых дает возможность повысить характеристики базового компонента или придать ему новые качества. При этом в зависимости от назначения готового продукта массовая доля присадок может варьироваться до 25 и более процентов.

Важнейшие эксплуатационные характеристики смазочного материала определяются прежде всего основным компонентом, например, маслом СН 150 https://branel.com.ua/fuel/maslo-bazovoe-sn-150, получившим широкое применение при производстве горюче-смазочных материалов. Для классификации базовых составов сегодня используется разработанная американским институтом нефти система API. Согласно ей, все они делятся на пять категорий в зависимости от основы, вязкости, происхождения и прочих особенностей.

Масло в авто

Минеральные базовые масла (группа I)

Продукты данной категории изготавливаются путем перегонки сырой нефти. По своей сути они являются побочными компонентами производства светлых видов топлива – бензинов, дизеля, керосина и т.д. Главной особенностью минеральных продуктов является их разнообразный химический состав, что, как правило, требует дополнительной очистки.

Товары группы I могут иметь цвет от светло-желтого до темно-коричневого, а также характеризуются отчетливым запахом нефтепродуктов. Содержат небольшое количество насыщенных веществ и самый высокий среди всех основных масел объем серы. Также благодаря разнообразному молекулярному составу такие вещества отличаются:

  • низкой окислительной стабильностью;
  • испаряемостью;
  • относительно высокой температурой потери текучести.

Это наиболее дешевая группа основных масел, на базе которых производится более 70% общего мирового объема смазочных материалов.

Масла группы II и III

Вещества данной группы также называют гидрокрекинговыми, поскольку процесс их производства выполняется путем обработки базового масла первой группы водородным составом с дополнительными катализаторами при повышенном температурном режиме. Следствием такой обработки является получение бесцветных составов практически без серы. Также они обладают высокой степенью насыщенности и низкой температурой перехода в твердое состояние, что обеспечивается за счет наличия существенной доли парафинов.

Однако продукция группы II имеет относительно низкий индекс вязкости, что значительно сужает интервал рабочих температур готовых веществ, изготавливаемых из такой основы. Улучшение характеристик базового состава возможно с помощью процесса, называемого гидроизомеризацией. Это несколько повышает стоимость как полуфабриката, так и готового продукта. Однако в результате смазочные материалы становятся не только более вязкими, но и химически стабильными, а также подходят для эксплуатации в условиях сильных отрицательных температур.

Синтетики (группа VI и V)

Для производства таких базовых масел применяются сложнейшие химические установки, которые преобразуют короткие молекулы составляющих природного газа в более длинные цепи (децены). На основе этих веществ изготавливаются финишные смазочные материалы с наиболее высокой окислительной стабильностью, минимальной испаряемостью, а также низкой температурой замерзания (до -70 градусов Цельсия). Применяются для производства моторных, редукторных, трансмиссионных и индустриальных масел.

Автомасла

Также в данную категорию входят так называемые истинные синтетики, изготовление которых не предполагает использование газа или нефти. Существует несколько десятков наименование таких составов. Необходимость их применения обуславливается различными специфическими требованиями эксплуатации оборудования, например, высокими температурами или химической инертностью.

Предыдущая статья:



Оставить комментарий