Бизнес-разведка: как проверять конкурентов и партнеров и не упустить изменения?

Бизнес-разведка, она же конкурентная разведка, она же деловая разведка – это использование разрешенных законодательством методов сбора информации о реальных или потенциальных бизнес-партнерах, или бизнес-конкурентах компании для целей ведения собственной коммерческой деятельности.

Сегодня для того, чтобы узнать детали деятельности своего партнера/конкурента, компаниям необходимо просто уметь и знать где искать нужную информацию.

Бизнес-разведка — это законно?

Бизнес-разведку, особенно когда она производится в отношении конкурентов компании, очень часто путают или выдают за промышленный шпионаж. Разница очень простая: бизнес-разведка – это законно, а промышленный шпионаж – нет.

Методы этих процессов отличаются: при бизнес-разведке анализируется и собирается информация из открытых и законных источников – государственные реестры, социальные сети, медиа и т.д., а при промышленном шпионаже применяются незаконные методы – прослушка, кража чертежей и документов, шантаж/подкуп сотрудников и т.д.

Юридическая компания «ВигоЛекс» советует всем практиковать только бизнес-разведку.

Бизнес-разведка

Бизнес-разведка – это важно?

Ответ юристов ВигоЛекс – да, бизнес-разведка – это неотъемлемая часть ведения бизнеса. Когда компания собирается начать сотрудничать с контрагентом, всегда нужно знать, что это за контрагент и как он зарекомендовал на рынке. Если компания привлекает финансирование, то важно получить инвестиции от добросовестного и адекватного инвестора. Если вы собираетесь устроиться на работу, вам важно понимать: идете вы работать в команду или на галеру.

То же касается ваших конкурентов – правильная бизнес-разведка конкурентов часто позволяет грамотно оптимизировать свои бизнес и даже выработать стратегию и план деятельности компании.

Бизнес-разведка – это сложно?

Бизнес-разведка – это трудоемкий процесс, но, если точно знать, что делать, то бизнес-разведка становиться лишь делом времени. Основные источники информации при проведении бизнес-разведки – это государственные реестры, как открытые, так и платные, а также социальные сети.

Исходя из опыта работы команды ВигоЛекс, при проведении бизнес-разведки важно обращать внимание на несколько ключевых факторов:

  1. Юридический статус компании: необходимо убедится, не находится ли компания в процессе ликвидации или банкротства, иначе любое сотрудничество с такой компанией может закончиться финансовыми потерями и даже судебным производством.
  2. Наличие судебных дел: стоит проверить наличие открытых судебных дел на компанию, ее дочерние/материнские компании, директоров, собственников и т.д. Иногда, приятной неожиданностью становятся несколько открытых уголовных дел на потенциального бизнес-партнера.
  3. Фиктивность: если директор компании зарегистрирован одновременно директором еще десятка аналогичных компаний, или по адресу регистрации компании в одном помещении зарегистрированы еще несколько десятков компаний, стоит задуматься о рисках сотрудничества с такой компанией.
  4. Длительность и профиль деятельности: рекомендуется также проверить дату регистрации и КВЕДы потенциального контрагента. Если контрагент зарегистрировал компанию в четверг, а в пятницу пришел к вам подписывать договор, или же контрагент пообещал вам установить перегородку в офис, а в открытых КВЕДах у него другие услуги в сфере информатизации — стоит задуматься.
  5. Международный фактор: важно уделить внимание проверке международных аспектов деятельности потенциального бизнес-партнера – не находится ли он в санкционных списках, не зарегистрирован ли он в оффшорных юрисдикциях, не имеет ли он или его руководители связей с другими компаниями, которые замешаны в мошеннических/коррупционных схемах — как, например, в случае с Paradise Papers.

Бизнес-разведка

Бизнес-разведка – это дорого?

Ответ на этот вопрос зависит от того, каким образом вы решите проводить бизнес-разведку. Можно провести ее своими силами – этот способ самый дешевый, но и самый затратный по времени. Если существует постоянная потребность в проверки контрагентов, рассмотрите идею найма профильного сотрудника по этому вопросу. Альтернативой может являться использование специальных онлайн-сервисов или консалтинговых фирм.

Несомненно, каждому предпринимателю стоит самостоятельно проводить базовую бизнес-разведку в отношении своих контрагентов и конкурентов. Это поможет понять, с кем можно, а с кем не стоит сотрудничать. Но в случае необходимости проведения комплексной проверки контрагента (например, будущего партнера в бизнесе или стороны при заключении дорогостоящей сделки), следует обращаться к специалистам. Юридическая компания «ВигоЛекс» знает, где и как искать информацию, а может может провести полный юридический аудит деятельности контрагента.



Оставить комментарий